• 11.02.2013, Понедельник, 07:57
  • +в избранное
  • Закрыть

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Войти Регистрация
  • Вконтакте Twitter Facebook RSS Мобильная версия
  • 18+
  • Курс: $ 30.16  |  € 40.42
Подписка



СМИ для россиян: скандалы, интриги, расследования

Информационное поле стало реакционным и навязчивым, считают эксперты

СМИ для россиян: скандалы, интриги, расследования Пресса кормит читателей навязчивыми темами 13:31 08/02/2013
Текст: Дмитрий Ключевский
Фото: jourdom.ru
В последнее время ленты информационных агентств переполнены сообщениями о пьяных дебоширах на борту. Запрет гомосексуальной пропаганды заслонил ряд основополагающих для страны законопроектов, в том числе о создании Росфинагентства. А ранее всё внимание было приковано к теме детей-сирот, а также к проблеме усыновлённых россиян. Эксперты отмечают, что зачастую инфоповоды создаются и раскручиваются специально, как в политических, так и в медийных целях.

После информационных кампаний про борьбу с курением, усыновлённых детей и гомосексуалистов, которые переросли в законы, СМИ и законодатели обратили своё пристальное внимание на угрозу пьяных дебоширов на борту самолётов. Госдума отреагировала оперативно, обещая принять сухой закон на бортах авиакомпаний уже в эту сессию.

Firstnews решил поинтересоваться у экспертов, чем вызваны такие внезапно возникающие информационные поводы и каковы мотивы их появления.

Отвлекающий манёвр

Известный журналист и общественный деятель Раф Шакиров последние тенденции в сфере формирования информационной повестки называет глобальным и навязчивым пиаром, который, отчасти, служит отвлекающим манёвром от глобальных и неудобных для властей тем.

"Мы давно уже наблюдаем не столько новости, сколько продуманные информационные кампании. Власти увидели запрос от общества на конкретные проблемы и таким образом делает видимость их решения. Взять хотя бы тему коррупции или эти сообщения о Сочинской Олимпиаде", - отметил эксперт.

Кроме того он усматривает в столь странной, навязчивой и даже агрессивной информационной повестке некий политический подтекст с элементами пиара.

"Происходит обновление власти на всех уровнях. Отсюда и кампания по Сердюкову, и критика в адрес правительства Медведева, и отставка Билалова. Появляются новые фигуры и лица, которым также нужны места, под это дело и создаются некоторые кампании", - сказал Шакиров.

Журналист заметил, что в условиях относительной, но зыбкой стабильности пока такие кампании ещё "прокатывают", но в непростых внешнеэкономических и внешнеполитических условиях рано или поздно это незаметное сползание может обернуться резкими изменениями.

Реакционный мейнстрим

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский в свою очередь не склонен искать в периодически возникающих педалируемых темах только заговор Кремля, списывая все эти информационные кампании на смену структуры новостей.

"Если ещё 3 – 5 лет назад информационная схема была исключительно централизованной и все новости, кроме ЧС исходили от президента, то потом ситуация изменилась. В период тандема повестка стала биполярной на сопоставлении мнений, а после кризиса 2011 – 2012 годов и вовсе полиполярной. Теперь президент как бы в стороне, а мейнстрим течёт рядом", - подчеркнул политолог.

Комментируя странные информационные поводы, которые имеют порой давнюю историю, но активизировались только сейчас, Павловский отмечает, что не всегда их инициаторами выступает только власть.

"Сейчас явно прослеживается тренд на реакционный мейнстрим, на всё, что касается запретов и ограничений. Сейчас в отличие от прошлых времён, любой фрик может предложить всё что угодно, зная, что это попадёт в новости, а потом, возможно, станет законом. Тут есть и коммерческие интересы, и политические, и общественные", - полагает эксперт.

Он констатировал, что в связи со сменой системы ньюсмейкеров информационное поле стало более плюралистичным, монотонным, но вместе с тем грязным.

Неоправданный "обсос"

Психологи к такой информационной повестке относятся со скепсисом и даже с тревогой. Психолог Павел Гуревич называет такой подход манипулятивной пропагандой, которая отвлекает от основных тем и проблем.

"У нас мельчают новости, и журналисты часто "обсасывают" совершенно необязательные факту. Не исключаю, что это делается не случайно, а в чьих-то интересах. Мы знаем, как поженились Собчак с Виторганом, а то, что наше государство перестаёт быть социальным, мы уже забываем. Общество уже устало от этой пустой и никчёмной повестки", - подчеркнул психолог.

Он сравнил ряд событий, которые слишком подробно освещаются без повода, с информационным сериалом, ставя в пример зарубежные СМИ, которые дают информацию только по существу.

Люди бывают разные

В свою очередь руководитель Центра правовой и психологической помощи при экстренных ситуациях Михаил Виноградов рассказал о том, как россияне чаще всего реагируют на такую массированную информационную атаку со стороны СМИ.

"Основных психологических типа три: те, наивные, кто принимают все сообщения за чистую монету, индифферентные или "пофигисты", которые живут своей жизнью и не "ведутся" на скандалы, и, наконец, мнительные паникёры, всё примеряющие на себе и испытывающие страх перед любой информацией", - пояснил эксперт.

Он также назвал четвёртый небольшой по численности тип людей, которые способны отсеивать информацию, отделяя нужное от ненужного и правду от вымысла. Однако Виноградов заметил, что в общей сложности число равнодушных и аналитически настроенных людей порядка 30%, а 2/3 потенциальных потребителей информации крайне остро её воспринимают и могут даже пострадать от неё.

В качестве яркого примера он привёл недавнюю кампанию по освещению конца света, когда по всему миру были зафиксированы тысячи суицидов и странных поступков на фоне общего страха и неведения.

Tweet
Комментарии
Защита от автоматических сообщений
Текст сообщения*
* Поля обязательные для заполнения

Реклама
Самое читаемое
Самое обсуждаемое
  1. Нужно ли переименовать Волгоград в Сталинград?

Все опросы

  • 12 фото

    7 февраля открылся чикагский автосалон. Автосалон не такой знаменитый как в Детройте, но тоже неплохой смотр эволюционного развития автопрома. Из новинок порадует обновленная Toyota Tundra, KIA покажет свой шоу-кар для Бэтмена - Optima Hybrid и концепт Cross GT, тюнеры покажут мощный Ford Focus ST, Chevrolet подразнит шикарным турбо-Camaro.

    Давно забыты быстрые бюики, каддилаки и корды чикагской мафии, теперь в Чикаго правят бал тойоты и кия, чтобы по этому поводу сказал мистер Смит-Костяная Рука?


    Фото: autoblog.com

    08.02.2013
    12 фото
  • 10 фото

    В восьми городах России 7 февраля состоялись торжественные церемонии запуска часов обратного отсчета времени до старта Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. И сразу появилась проблема перевода российских часов с летнего времени. Не проспать бы России-матушке.


    Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко, ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе, paperpaper.ru, bloknot-rostov.ru, metronews.ru

    07.02.2013
    10 фото
  • 4 фото

    В Лондоне 5 февраля была представлена реалистичная реконструкция лица короля Ричарда III, созданная с помощью компьютера по останкам, найденным в Лестере.

    Ричард III был последним королем Англии, погибшим в бою в 1485 году. Несмотря на небогатырское телосложение и сколиоз, он лично участвовал в битве со своим противником Генрихом Тюдором. В битве близ городка Босворта Ричард III был предан лордом Томасом Стэнли II и был убит.

    Шекспир, когда писал пьесу "Ричард III", не имел возможности увидеть такую реконструкцию с вполне обаятельным лицом короля, поэтому герой в его пьесе получился злодеем и предателем.


    Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев

    06.02.2013
    4 фото

Все фоторепортажи

Новости finance.comon.ru
Новости
Новости СМИ2
Loading...
Загрузка...