Як-42 рухнул вниз из-за тормозящего момента на борту

19.10.2011 12:41
Текст: Надежда Тихомирова
Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Версия для печатиВерсия для печати
Як-42 рухнул вниз из-за тормозящего момента на борту
Эксперты допускают, что пилоты "делили власть в кабине"
МАК пришёл к выводу, что причиной катастрофы Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту стал тормозящий момент на колёсах самолёта, то есть вероятна ошибка одного из пилотов. Эксперты Firstnews считают, летчиков могли подвести психофизическое состояние, излишняя торопливость из-за вынужденной спешки или какие-то неучтенные факторы.

Специалисты Лётно-испытательного института имени Громова, участвующие в расследовании катастрофы Як-42Д с хоккейной командой ярославского "Локомотива" на борту, в подмосковном Жуковском завершили серию лётных экспериментов.

Справка

10 октября специалисты МАК выполнили первый полёт. Управлять Як-42Д поручили пилотам экспериментальной авиации. Один пилот-испытатель представляет Лётно-испытательный институт им. М. М. Громова (ЛИИ), второй – Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева (ОКБ).

В фонде "Партнёр гражданской авиации" рассказали Firstnews, что пилоты Як-42 7 сентября сидели по штатному расписанию, командир на левом сидении, а помощник – на правом. Взлёт производил второй пилот.

Пилот-испытатель, сидевший в левом кресле командира, имитируя действия своего погибшего коллеги из компании "Як-Сервис", во время разгона держал ноги на тормозных педалях. Одновременно ему приходилось оттягивать на себя штурвал, поднимая руль высоты машины в положение кабрирования, пишет газета "КоммерсантЪ".

Пока руль высоты находился в штатном для взлёта Як-42Д положении – 5-6 градусов, усилия от пилота, как показал динамометр, измеряющий усилия рук пилота, требовались совсем незначительные – всего в несколько килограммов. Даже в неудобной позе, с ногами на педалях, лётчик мог поддерживать правильную летную конфигурацию машины.

Жертвы
По данным МЧС России, на борту самолёта находились 45 человек, 44 из них погибли. В живых остался лишь бортинженер Александр Сизов. Он находится в московском институте имени Склифосовского. 13 сентября бортинженер пришел в себя. 7 октября ему сделали пластические операции.

Однако, как следовало из данных бортового самописца разбившегося самолёта, его руль высоты ещё во время разгона был отклонён сначала до 10 градусов, а затем, перед отрывом от земли, и до 13 градусов. Когда испытатели попытались воспроизвести это отклонение, от них потребовались усилия рук в десятки килограммов.

Удержать руль высоты в положении 13 градусов пилоту удалось всего в течение нескольких секунд. Для того чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 кг, испытателю пришлось что есть мочи давить на тормоза.

Разогнавшись и установив руль высоты в штатное положение 5 градусов, испытатели просто убрали руки и ноги с органов управления машины, как бы устранившись от пилотирования, и Як-42 уверенно поднялся в воздух.

Таким образом, в ходе лётных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлёте.

Представитель ОКБ им. А. С. Яковлева Роман Таскаев считает, что ответа на вопрос, почему пилот тормозил, скорее всего, не будет, "могут быть только догадки".

"Остаётся открытым вопрос, кто именно из двух пилотов нажимал на тормоз – необязательно тот, кто сидел в левом кресле. Исключено, что мог тормозить кто-то из пассажиров, - рассказал Firstnews Роман Таскаев. – МАК ещё что-то хотел посмотреть, какой-то вопрос у них оставался".

Отметим, ранее герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, майор Анатолий Квочур допустил, что за штурвалом мог сидеть вовсе не пилот. По его мнению, действия пилотов невозможны с учётом их опыта и профессионализма.

В фонде развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнёр гражданской авиации" утверждают, что знают ответ на вопрос, почему тормозил пилот. Существует психофизический потенциал личности лётчика, он зависит от даты рождения человека. Если рассчитать его на графике, то можно предвидеть поведение лётчика в тот или иной день.

Опытность пилотов
Командир Андрей Соломенцев (родился 28 мая 1967 года) до гибели налетал 6900 часов, из них 1600 - на Як-42. Второй пилот Игорь Жевелов (родился 25 апреля 1962 года) летал на Як-42 400 часов, причём общий налёт у него составлял 13 тыс. часов.

Как рассказал Firstnews эксперт Фонда на условиях анонимности, "более старший по возрасту и не менее опытный" Игорь Жевелов, долгое время летавший в качестве командира на Як-40, 7 сентября выполнял полёт в роли второго пилота, недавно переучившись на Як-42. Вполне вероятно, Жевелов и Соломенцев "не смогли разобраться в кабине", кто за что отвечает во время взлета.

Пилот гражданской авиации, специалист по безопасности полетов, принимавший участие в расследовании многих катастроф, кандидат технических наук Владимир Герасимов считает, что никаких подтверждений теории психофизики нет, "это благие намерения и голая теория".

"Есть много неизвестных параметров – здоровье, ветер, воздух, вода, ночь, день, жена, тёща и прочее. Кто будет знать эти вещи, как собрать и анализировать данные? – сказал Firstnews эксперт. - Я вижу причину происшествия в нарушении взаимодействия между пилотами".

По его словам, надо учитывать, что второй пилот был не просто вторым пилотом, а начальником отряда или звена. Он недавно переучился и вводился в строй, и пилоты вполне могли "делить власть в кабине". По каким-то причинам один из пилотов решил прекращать взлёт, а второй настаивал на продолжении.

Ранее исполнительный директор фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнёр гражданской авиации" Валерий Ентальцев предположил, что экипаж торопили. Тем более, 7 сентября проходил Ярославский международный политический форум, на котором присутствовал президент РФ Дмитрий Медведев.

Tweet
Проголосуй за материал
(Нет голосов)


Ваше имя:
Введите код:

Комментарий (макс. 1000 символов):

асс
20.10.2011 23:07
всё дело в стабилизаторе. они его или не поставили во взлётное положение или у них была предельная      передняя  центровка    или  он  ушел  на о  во время разбега.  Для этого типа самолета   са молета   проблемы  с  стабилизатором  начались ещё с начала  его  эксплуатации.  Обратись к архивам.
для Другого мнения
19.10.2011 19:55
Ну о каком внешнем воздействии вы говорите, у них что барабашка на крыле сидел и обшивку зубами рвал? или чупакабра за шасси зубами вцепился и лапами тормозил, так что ли? а по поводу лица президента, а какое лицо было у генсека СССР, когда он объявлял что Гагарин разбился, или разбилась команда Пахтакора? Раньше по всем СМИ компетентные специалисты ответственно заявляли, что причина катастрофы - неправильно выставленные закрылки хвостового стабилизатора и что правильность их положения должен был перед полётом контролировать именно бортинженер это его прямая обязанность, а вот почему когда бортинженер оказался единственно выжившим, все как то тихо позабыли эту преподносившуюся как железобетонную версию и никаких опровержений её я ещё не слышал, так что лучше остановиться на официальной версии произошедшего, а то правда может больно ударить, да не по тому, о ком вы прозрачно намекаете.
Другое мнение
19.10.2011 13:21
Главная причина трагедии, а именно - внешнее воздействие на самолет или экипаж - тщательнейшим образом умалчивается, а любая информация и намеки на это – уничтожаются. Официальные итоги расследования - пыль в глаза. Надеюсь, все помнят о форуме и о том  количестве "высоких гостей", понаехавших туда. И вспомните лицо нашего Гаранта, в отличие от всех прочих ЧП, коих в России тыщи, тогда на нем читалась реальная растерянность и шок. Так бывает тогда, когда чувствуешь вину, хотя бы и косвенную.



Другие новости на эту тему:
Як-42 мог упасть из-за просчета в эргономике 17:41 20.10.2011
Количество версий падения Як-42 под Ярославлем растет. Минтранс РФ не исключает эргономических просчётов в организации рабочего места в кабине самолёта. Эксперты Firstnews с разной степенью уверенности допускают эту версию. Однако...
Як-42 взлетал так, будто бы за штурвалом сидел хоккеист 12:07 11.10.2011
МАК продолжает воссоздание последнего взлёта самолёта Як-42Д, на борту которого находились хоккеисты ярославского "Локомотива". Эксперты Firstnews предлагают и опровергают новые версии падения этого самолёта, в частности,...

Возврат к списку

  1. Планируете ли вы покупку iPhone 4S?

Все опросы

  • 16 фото

    Сегодня на традиционном субботнике, организованном петербургским отделением "Единой России" началась подготовка Парка 300-летия Санкт-Петербурга.
    В субботнике учавствовали вице-премьер Дмитрий Козак, губернатор Георгий Полтавченко и спикер городского парламента Вадим Тюльпанов.
    После посадки деревьев Тюльпанов отведал каши, приготовленной на полевой кухне. Фото: Калакуцкая Елизавета/Firstnews

    22.10.2011
    16 фото
  • 5 фото

    Честной Пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, прибыл в Россию. Православные верующие, желающие поклониться привезенному Поясу, стояли у Новодевичьева монастыря всю ночь. Огромное число паломников из разных регионов России, Украины и Белоруссии приехали поклониться святыне. Очередь вышла за пределы монастыря и на полкилометра растянулась по Московскому проспекту. Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

    21.10.2011
    5 фото
  • 15 фото

    Руководитель ливийской Джамахирии при жизни любил красиво одеваться, эффектно появляться и цветисто говорить. Он, пожалуй, последний из мировых диктаторов, кто имел собственный неповторимый стиль, эдакое обаяние южного властелина то ли из сказок, то ли из голливудского кино. Не даром бывший секретарь Кондолиза Райс говорит, что была "странно очарована" Муаммаром Каддафи при их личной встрече в сентябре 2008 года в Триполи. Так, по крайней мере, она пишет в своих воспоминаниях. Фото: ums.com

    21.10.2011
    15 фото

Все фоторепортажи

Novoteka.ru
Загружается, подождите...