Як-42 взлетал так, будто бы за штурвалом сидел хоккеист

11.10.2011 12:07
Текст: Надежда Тихомирова
Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Версия для печатиВерсия для печати
Як-42 взлетал так, будто бы за штурвалом сидел хоккеист
Як-42Д RA-42434 упал 7 сентября в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта Туношна под Ярославлем
МАК продолжает воссоздание последнего взлёта самолёта Як-42Д, на борту которого находились хоккеисты ярославского "Локомотива". Эксперты Firstnews предлагают и опровергают новые версии падения этого самолёта, в частности, что место пилота мог занимать кто-либо из хоккеистов.

Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) воссоздаёт последний взлёт самолёта Як-42Д RA-42434, который упал 7 сентября в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта Туношна под Ярославлем. На борту находились 45 человек, в том числе и хоккеисты ярославского "Локомотива". Выжил только один – бортинженер Александр Сизов.

Повторение катастрофы

10 октября в подмосковном Жуковском специалисты МАК выполнили первый полёт. "Его целью было воспроизведение фактических действий экипажа в аварийном полёте, но без воздействия на самолёт дополнительной тормозящей силы, - сообщает пресс-служба комитета.

Как рассказал Firstnews замглавы МАК Олег Ермолов, управлять Як-42Д поручили пилотам экспериментальной авиации. Один пилот-испытатель представляет Лётно-испытательный институт им. М. М. Громова (ЛИИ), второй – Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева (ОКБ). Как пишет газета "Коммерсантъ", благополучно набрав высоту, они ещё раз доказали, что ничего, кроме торможения, помешать взлету Як-42 в Туношне не могло.

На втором этапе самолёт придётся разгонять буквально на тормозах. Как говорят участники эксперимента, одному из лётчиков поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх её нос. В это же время его напарник из ЛИИ будет сдерживать разгон самолёта и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали.

Сложность задачи заключается в том, что два лётчика должны с точностью до долей секунды определить момент прекращения эксперимента и начать совместное экстренное торможение. Как пишет издание, "в случае малейшего промедления, если машина окажется в воздухе, никакие манипуляции с органами управления уже не помогут предотвратить катастрофу".

Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, майор Анатолий Квочур считает, что это действительно сложный эксперимент, но далеко не все так трагично.

"Если эксперимент проводится с вероятностью катастрофы, то руководители некомпетентные люди. Я думаю, это не так, поэтому не надо нагонять страху. Сидеть в самолёте должны профессионалы с хорошей реакцией", - сказал Firstnews Анатолий Квочур.

Пилот гражданской авиации, специалист по безопасности полётов, кандидат технических наук Владимир Герасимов, наоборот, полагает, что этот эксперимент "абсолютно не сложный".

"Только меня удивляет, самолёт летает 30 лет, а они какие-то испытания проводят. Тогда нужно признать, что 30 лет дурили лётный состав", - отметил Firstnews Владимир Герасимов.

В ОКБ Firstnews отметили, что они не имеют права комментировать натурный эксперимент, "по приказу всеми этими вопросами занимается департамент пиара корпорации "Иркут". В этой корпорации Firstnews сказали, что смогут ответить на вопросы позднее.

Начальник лётно-испытательного центра Института имени Громова Виктор Коростиев сказал Firstnews, что техническая комиссия МАК сегодня, 11 октября, уже провела некие испытания. "Возможно, будут ещё", - сказал он, не уточняя подробности. 

Как сообщил Firstnews представитель ОКБ им. А. С. Яковлева Роман Таскаев, 11 октября была выполнена пробежка. "На разных скоростях мы проверяем возможность затормаживания самолёта в процессе взлёта. Сегодня эксперимент продолжится", - отметил Firstnews эксперт.

Кто тормозил? Вот в чём вопрос

У газеты "Коммерсантъ" есть версия, что нормальному взлёту препятствовало торможение, предпринятое одним из лётчиков уже после старта. Пилот даже не тормозил, а, скорее всего, неосознанно притормаживал, положив ногу на соответствующую педаль.

После взлёта тормозное усилие на колесах шасси заставляло машину клевать носом, не позволяя экипажу задрать его вверх для взлёта. Чтобы уйти в воздух в этой ситуации, управляющий пилот, предположительно, командир, с избытком переложил руль высоты на кабрирование, энергично потянув штурвал на себя, и оторвался от земли уже после того, как машина выскочила на 500 метров за пределы взлётной полосы.

Однако сразу после отрыва колёс, когда пикирующее тормозное усилие пропало, перетянутый штурвал мгновенно дал о себе знать – самолёт устремился вверх, вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор. Издание делает вывод, что Як-42Д не недобрал, как утверждалось ранее, а перебрал высоту при взлёте. Мачту же радиомаяка он таранил, уже будучи в штопоре.

По словам представителя ОКБ им. А. С. Яковлева Романа Таскаева, натурный эксперимент как раз проводится в рамках этой версии. "Пока он не закончился, достоверно сказать ничего не могу. Мы находимся в одной трети этого эксперимента", - сказал Firstnews Роман Таскаев.

Анатолий Квочур считает, что необходимо нормально разобраться во всей последовательности событий, без недосказанности.

"Возможно, пилот и притормаживал, - говорит Firstnews лётчик-испытатель. – А вот кто притормаживал и почему, надо разбираться. И вообще, сидел ли там пилот на правом кресле? У нас сегодня хоккеисты гораздо популярнее космонавтов, которые летали первыми в космос".

Он допускает, что за штурвалом мог сидеть вовсе не пилот. По его мнению, действия пилотов невозможны с учётом их опыта и профессионализма.

Роман Таскаев из ОКБ считает версию о том, что хоккеист мог сидеть на месте пилота, несостоятельной. "По характеру травм явно можно говорить о том, что все хоккеисты были на своих местах, а лётчики – на своих", - отметил он Firstnews.

Владимир Герасимов также не считает, что кто-то из хоккеистов мог занять место пилота.

"Я это исключаю. На Артёма Боровика (он погиб в 2000 году при взлете самолета Як-40 - ред. ) тоже грешили, что он занимал место второго пилота. На эшелоне, конечно, могут показать вид с пилотского места, но на взлёте и посадке это исключено ", - отметил он Firstnews.

Лётчик считает, что " похоже МАК ищет только аргументы в пользу человеческого фактора, то есть вину экипажа".

Другие версии катастрофы

Ранее в прессе высказывалась масса всяких версий. В частности, самолёт якобы начал разгон по взлётно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Эта версия была опровергнута.

У самолёта могло разрушиться шасси, поэтому при взлёте за самолётом по полосе якобы тянулся след. Также сообщалось, после отрыва от взлётно-посадочной полосы Як-42 не смог набрать нужную высоту и столкнулся с антенной авиамаяка. Кроме того, на самолёте взорвались топливные баки.

Как пишет "Российская газета", по словам замминистра транспорта Валерия Окулова, который одним из первых прибыл на место катастрофы, следов торможения на полосе не было.

Исполнительный директор фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнёр гражданской авиации" Валерий Ентальцев предположил, что экипаж торопили. Тем более, 7 сентября проходил Ярославский международный политический форум, на котором присутствовал президент РФ Дмитрий Медведев.

Tweet
Проголосуй за материал
(Голосов: 5, Рейтинг: 3.28)


Ваше имя:
Введите код:

Комментарий (макс. 1000 символов):

Алена
19.10.2011 13:11
Почему так много загадок.А,что бортинженер Александр Сизов говорить не может?
Андрей
19.10.2011 00:28
Причина передняя центровка, похожий случай с Ту-154 произошел в Пакистане, самолет стоит в Карачи, и виноват экипаж.
Серго
15.10.2011 07:21
Почему в статьях нет данных бортовых самописцев (оранжевых шариков). Ведь они фиксируют положение всех механизмов управления.



Другие новости на эту тему:
Катастрофа Як-42 происходила словно в кошмарном сне 15:20 02.11.2011
МАК назвал четыре причины, которые привели к катастрофе Як-42 с хоккеистами ярославского "Локомотива" на борту. Общая причина катастрофы - ошибки экипажа. Кроме того, в крови второго пилота был обнаружен замедляющий реакцию...

Возврат к списку

  1. Вы собираетесь идти на выборы 4 декабря?

Все опросы

  • 14 фото

    Несколько тысяч человек выстроились на центральных набережных от Дворцового моста до Благовещенского и ровно в полдень взялись за руки. Такой масштабной акцией партия "Единая Россия" отметила в Петербурге День народного единства. Одновременно с объятиями был дан выстрел пушки Петропавловской крепости. В живой цепочке объединились партийцы, сторонники Народного фронта, молодогвардейцы, студенты городских вузов. Поздравил город с праздником пришли вице-премьер Дмитрий Козак, губернатор Георгий Полтавченко, спикер парламента Вадим Тюльпанов и актриса Анастасия Мельникова, которые возглавляют список единороссов в Законодательное собрание. Фото: Калакуцкая Елизавета/Firstnews

    05.11.2011
    14 фото
  • 14 фото

    Сегодня компания Chevrolet празднует свой 100-летний юбилей. Именно 3 ноября 1911 года была создана первая модель Chevrolet - Series C Classic Six.

    Принято начинать историю бренда с того дня, когда в Детройте начали совместное дело швейцарский эмигрант, гонщик и инженер Луи Шевроле и основатель General Motors Уильям Дюрант, который разрабатывал автомобили, завоевавшие превосходную репутацию.

    За 100 лет компания выпустила более 209 миллионов легковых и грузовых автомобилей. В 2010 году продажи достигли рекордного уровня — 4,26 миллиона легковых и грузовых автомобилей, что сделало его четвертым по объемам продаж автомобильным брендом в мире. По данным иностранных СМИ.

    03.11.2011
    14 фото
  • 6 фото

    Премьер-министр РФ в Калининграде посетил роддом, где несколько дней назад родился ребенок, претендующий на звание 7-миллиардного жителя Земли.

    Путин поздравил маму новорожденного. "Даже подарок есть", - улыбаясь, сказал премьер и вручил женщине сертификат на улучшение жилищных условий. Семья Николаевых уже живет в двухкомнатной квартире, а теперь благодаря этому документу они смогут обменять ее на более просторную жилплощадь. Фото: http://premier.gov.ru

    03.11.2011
    6 фото

Все фоторепортажи

Novoteka.ru
Загружается, подождите...